Проблема успешности коммуникации в работах Н.И. Жинкина: «автор» и «читатель»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-123-127Ключевые слова:
Н.И. Жинкин, коммуникативное взаимодействие, понимание текста, чтение, письменная речь, школьники.Аннотация
В основе речевой коммуникации человека лежит стремление к самовыражению, освоению и пониманию действительности, самого себя и других. Очевидно, что проблемы коммуникации актуальны как для устной речи, так и для письменной, в том числе выраженной в художественной форме. Исследование процессов коммуникации занимало центральное место в сфере научных интересов русского психолога и философа Николая Ивановича Жинкина. Будучи специалистом в области психологии мышления и речи, он предложил оригинальный подход к изучению текста как целостного психолингвистического явления. Для осмысления проблем взаимодействия между интеллектом, речью и языком он вводит понятие универсального предметного кода (УПК), который позволяет преобразовывать мысли в знаки сначала во внутренней речи, а затем во внешней. Н.И. Жинкин был не только выдающимся теоретиком, но и практиком. Он хорошо знал проблемы современного образования, поэтому во многих его научных работах содержатся рекомендации для педагогов (в том числе по развитию устной и письменной речи школьников, формированию навыков выразительного чтения и др.). В статье психолингвистическая концепция Н.И. Жинкина будет рассмотрена применительно к проблеме коммуникативного взаимодействия читателя с художественным текстом, а также будет выявлено ее практическое значение для современной философии образования.