Проблема успешности коммуникации в работах Н.И. Жинкина: «автор» и «читатель»

Авторы

  • К.В. Миронова Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 9, к. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-123-127

Ключевые слова:

Н.И. Жинкин, коммуникативное взаимодействие, понимание текста, чтение, письменная речь, школьники.

Аннотация

В основе речевой коммуникации человека лежит стремление к самовыра­жению, освоению и пониманию действительности, самого себя и других. Очевидно, что проблемы коммуникации актуальны как для устной речи, так и для письменной, в том числе выраженной в художественной форме. Исследование процессов коммуникации занимало центральное место в сфе­ре научных интересов русского психолога и философа Николая Ивановича Жинкина. Будучи специалистом в области психологии мышления и речи, он предложил оригинальный подход к изучению текста как целостного пси­холингвистического явления. Для осмысления проблем взаимодействия между интеллектом, речью и языком он вводит понятие универсального предметного кода (УПК), который позволяет преобразовывать мысли в зна­ки сначала во внутренней речи, а затем во внешней. Н.И. Жинкин был не только выдающимся теоретиком, но и практиком. Он хорошо знал про­блемы современного образования, поэтому во многих его научных работах содержатся рекомендации для педагогов (в том числе по развитию устной и письменной речи школьников, формированию навыков выразительного чтения и др.). В статье психолингвистическая концепция Н.И. Жинкина бу­дет рассмотрена применительно к проблеме коммуникативного взаимодей­ствия читателя с художественным текстом, а также будет выявлено ее прак­тическое значение для современной философии образования.

Опубликован

2024-02-29

Выпуск

Раздел

К 130-летию Николая Ивановича Жинкина

Как цитировать

[1]
2024. Проблема успешности коммуникации в работах Н.И. Жинкина: «автор» и «читатель». Вопросы философии. 2 (Feb. 2024), 123–127. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-123-127.