Историческая детерминация норм науки: между сущим и должным
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-62-71Ключевые слова:
научная норма, научная деятельность, сущее, должное, историческая детерминация, научная картина мира, классическая картина мира, коллективный характер деятельностиАннотация
В статье рассматривается вопрос о различии трактовок научной нормы как регулятора процесса воспроизводства изучаемого объекта и норматива, фиксирующего значимость профессиональной деятельности ученого. По мнению автора, обращение к методу сравнительно-исторического анализа позволяет избежать крайностей данного разделения в описании нормы. На примере классической картины мира, сформированной под влиянием физики И. Ньютона, продемонстрирована взаимная детерминация методологического и социального аспектов нормативности науки в аспекте изучения специфики исследуемых объектов. Показано, что анализ нормы, исходя из характеристик, заданных научной картиной мира, может привести к ошибочным заключениям. Автор отмечает, что научная картина мира, выступая в качестве онтологической схемы, не только фиксирует характеристики объектов, но и предполагает наличие истинных методов, ведущих к получению достоверного знания. Тем самым она включает в себя элемент нормативности, подменяя фактически данное должным. Отказ от схематизма научной картины мира и обращение к исследованию многообразия уникальных практических ситуаций выступает основой изучения нормативности в науке в аспекте конкретной исторической эпохи. Автором отмечается перспективность обращения к деятельностному подходу в философии, переосмысление которого в свете современного понимания понятия деятельности могло бы внести ясность в понимание феномена научной нормы. Подчеркивается, что современная трактовка деятельности предполагает преодоление декартовской субъект-объектной дихотомии и акцентирует внимание на ее коллективном характере. Такая трактовка деятельности не означает отказа от нормы как объективной характеристики объекта, но предполагает объект как результат коллективной деятельности научного сообщества.