Цифровой капитализм: к проблеме потребления медиакультуры в XXI в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-37-46Ключевые слова:
медиакультура, поздний постмодернизм, цифровой капитализм, потребление, идентичность, акторность, коммодификация, фанатыАннотация
Статья посвящена описанию и анализу потребления медиакультуры в цифровом пространстве капитализма. Поскольку цифровое состояние не является до конца изученным, автор ставит проблему нового вида потребления на основе логики Жана Бодрийяра и Фредрика Джеймисона. Началом исследования является вопрос об ограниченности описательных возможностей теории постмодернизма Фредрика Джеймисона на сегодняшний день. Используя труд Роберта Хассана, автор исследует проблему идентичности и «Я», которую задает цифровое состояние и потребление. Вводя понятие «двойной коммодификации», автор указывает, что процессы коммодификации, описанные Джеймисоном, изменились посредством коммодификации не только самой культуры, но также человеческих желаний и творчества. При этом аутентичное «Я» заменяется на акторность индивидов в цифровом пространстве, а для разрешения проблемы «Я» следует обратиться к психоаналитическому знанию. Через исследование феномена фанатов автор показывает, каким образом трансформировалось потребление в цифровую эпоху и как человек в цифровом пространстве оказывается только лишь цифровой функцией для использования в рамках маркетинга