Цифровой капитализм: к проблеме потребления медиакультуры в XXI в.

Авторы

  • В.А. Анисимов Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-37-46

Ключевые слова:

медиакультура, поздний постмодернизм, цифровой капитализм, потребление, идентичность, акторность, коммодификация, фанаты

Аннотация

Статья посвящена описанию и анализу потребления медиакультуры в циф­ровом пространстве капитализма. Поскольку цифровое состояние не явля­ется до конца изученным, автор ставит проблему нового вида потребления на основе логики Жана Бодрийяра и Фредрика Джеймисона. Началом ис­следования является вопрос об ограниченности описательных возможно­стей теории постмодернизма Фредрика Джеймисона на сегодняшний день. Используя труд Роберта Хассана, автор исследует проблему идентичности и «Я», которую задает цифровое состояние и потребление. Вводя понятие «двойной коммодификации», автор указывает, что процессы коммодифика­ции, описанные Джеймисоном, изменились посредством коммодификации не только самой культуры, но также человеческих желаний и творчества. При этом аутентичное «Я» заменяется на акторность индивидов в циф­ровом пространстве, а для разрешения проблемы «Я» следует обратиться к психоаналитическому знанию. Через исследование феномена фанатов ав­тор показывает, каким образом трансформировалось потребление в цифро­вую эпоху и как человек в цифровом пространстве оказывается только лишь цифровой функцией для использования в рамках маркетинга

Опубликован

2024-01-31

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2024. Цифровой капитализм: к проблеме потребления медиакультуры в XXI в. Вопросы философии. 1 (Jan. 2024), 37–46. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-37-46.