Докинз, мораль и религия Часть III. Иллюзия прогресса

Авторы

  • А.В. Карабыков Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, просп. Академика Вернадского, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-182-194

Ключевые слова:

новый атеизм, секуляризация, прогрессизм, история насилия.

Аннотация

Стремясь противопоставить мораль и религию как независимые и враждеб­ные друг другу феномены, Ричард Докинз выдвинул аргумент от нрав­ственного прогресса. Крайне влиятельный в атеистической пропаганде на­ших дней, этот аргумент гласит, что в новой и новейшей истории заметно постепенное улучшение этических норм и стандартов, человеческих нравов и поведения. Причем важнейшим катализатором этого процесса считается Просвещение с его секуляризацией и утверждением светского гуманизма. Цель статьи – дать развернутую критику этого аргумента, показав несо­стоятельность образующих его воззрений на причины, «механику» и прояв­ления морального прогресса. Вскрывается внутренняя противоречивость ориентиров и критериев последнего, а также фактическая неверность цен­трального тезиса о серьезном сокращении масштабов насилия в мире в три истекших века.

Опубликован

2023-11-30

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2023. Докинз, мораль и религия Часть III. Иллюзия прогресса. Вопросы философии. 11 (Nov. 2023), 182–194. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-182-194.