Естественный и искусственный интеллект: точки соприкосновения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-83-92Ключевые слова:
разум, интеллект, мышление, знание, когниция, искусственный интеллект, недуальность, двойственность, целостность, технология «больших данных», глубокое обучение, сознание, бессознательное, интенсиональность, системы искусственного интеллекта.Аннотация
Исследование посвящено выявлению глубинной специфики человеческой интеллектуальности, истоки которой я усматриваю в модусе пренатального становления формирующегося разума. При этом предметом рассмотрения выступают лишь те аспекты функционирования системы, которые вычленимы под углом зрения логико-методологической перспективы. Это модусы недуальности и целостности самого пространства существования, в котором как раз и закладываются не только главные потенции естественной интеллектуальности, но и особенности содержаний, имеющих исток в данном периоде формирования организма. С рождением сознания подобные содержания (и механизмы их обеспечения) уходят в сферу бессознательного, однако же продолжают самым значимым образом влиять на весь универсум человеческой когниции: определяют характер и стили мышления, а также задают динамики познания, допустимые на так сформированном пространстве возможного. В обобщенной форме эти содержания можно характеризовать как интенсиональные, тогда как содержания, с которыми имеет дело диссоциированный разум взрослого человека технократической культуры, в основном представляют собой выражения экстенсионального уровня оперирования информацией. Искусственный интеллект, не зная недуального модуса становления, по преимуществу имеет дело с моделированием экстенсиональной грани функционирования естественного разума. Чтобы более полное приближение к потенциям естественной интеллектуальности было достижимо для систем искусственного интеллекта, предлагается модифицировать структуру их «опыта», добавив режим свободной навигации в пространстве предоставляемых для анализа и обучения данных. Также полезным будет скорректировать понимание рациональности, расширив его за счет добавления двух типов содержаний, в своем генезе соотнесенных с режимом недуально-целостного функционирования разума.