Человек в России: контрапункты исторического плавания «Философского парохода»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-24-34Ключевые слова:
«Философский пароход», марксизм, отчуждение, субъект истории и культуры, разотчуждение, человек.Аннотация
Автор показывает социально-философский контекст феномена «Философский пароход» и противоречия общественного бытия, вызвавшие его к жизни. Раскрывается диалектика борьбы идей и социально-политических противостояний, в частности, противоречие между культурно-философским значением «Философского парохода» и идейно-политическим противостоянием религиозной русской философии и марксизма. Акцентируется пересечение идей религиозной философии и гуманистического марксизма в рамках центральной идеи развития личности и их противоположность в социально-историческом видении роли человека. “Философский пароход” как социокультурный феномен сегодня, в XXI в., несмотря на то, что он является самостоятельным культурным пространством, непосредственно не пересекающимся с пространством социальных отношений, при обращении к изучению сущности социального бытия и общественного сознания оказывается тесно вплетенным в ткань социальных противоречий материального мира и мира духовного. И центром этого «вплетения» был и остается человек в его общественном бытии и духовном (само)сознании. Для России последнего столетия эти проблемы стали особенно значимы: историческое «плавание» нашего общества проходило и проходит в пространстве-времени бесконечных трансформаций, философские рефлексии которых сугубо противоречивы, что в многогранном преломлении отразили судьбы «Философского парохода» в его так и неоконченном плавании.