Абай и русская философия: человек и его ценности
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-188-198Ключевые слова:
человек, трансгуманизм, вера, знание, стыд, совесть, любовь, согласие, смысл.Аннотация
В статье предпринята попытка компаративистского анализа понятий двух национальных философий – казахской и русской. При этом авторы обращаются к проблеме человека, пытаясь понять, как казахский и русские мыслители представляют себе человеческую природу, какие понятия, по их мнению, являются определяющими для человека, какое место в характеристике природы человека занимают универсальные, общечеловеческие ценности: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, милосердие и сострадание, Бог и человек. В этой связи авторы анализируют наследие выдающегося казахского поэта, мыслителя, народного просветителя и общественного деятеля Абая Кунанбаева, его философскую концепцию универсального, целостного человека («толық адам»). В статье раскрывается мировоззрение Абая, корни которого восходят к мусульманской гуманистической традиции, мотивы его поисков нравственного самоопределения человека. Сопоставляя мировоззрение Абая со взглядами представителей русской религиозной философии (Владимир Соловьев, Иван Ильин, Павел Флоренский), авторы приходят к выводу, что при всех различиях между этими двумя
философиями, прежде всего национальных, природа человека трактуется в них сходным образом. Это прежде всего касается понимания религиозной веры как объединяющего, формирующего начала для внутреннего мира человека, вокруг которого собираются такие общечеловеческие ценности, как милосердие, сострадание, честь, совесть, национальное достоинство, взаимопонимание, миролюбие и согласие. Авторы подчеркивают, что эти ценности, как никогда прежде, востребованы современным миром, раздираемым конфликтами, противоречиями, локальными войнами, миром, забывшим о том, что такое любовь и подлинная истина жизни.
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-11-30 (1)