Абай и русская философия: человек и его ценности

Авторы

  • А.Н. Нысанбаев Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.
  • Г.Г. Барлыбаева Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29
  • Г.Г. Соловьева Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-188-198

Ключевые слова:

человек, трансгуманизм, вера, знание, стыд, совесть, лю­бовь, согласие, смысл.

Аннотация

В статье предпринята попытка компаративистского анализа понятий двух национальных философий – казахской и русской. При этом авторы обраща­ются к проблеме человека, пытаясь понять, как казахский и русские мысли­тели представляют себе человеческую природу, какие понятия, по их мне­нию, являются определяющими для человека, какое место в характеристике природы человека занимают универсальные, общечеловеческие ценности: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, милосердие и сострада­ние, Бог и человек. В этой связи авторы анализируют наследие выдающего­ся казахского поэта, мыслителя, народного просветителя и общественного деятеля Абая Кунанбаева, его философскую концепцию универсального, целостного человека («толық адам»). В статье раскрывается мировоззрение Абая, корни которого восходят к мусульманской гуманистической тради­ции, мотивы его поисков нравственного самоопределения человека. Сопо­ставляя мировоззрение Абая со взглядами представителей русской религи­озной философии (Владимир Соловьев, Иван Ильин, Павел Флоренский), авторы приходят к выводу, что при всех различиях между этими двумя
философиями, прежде всего национальных, природа человека трактуется в них сходным образом. Это прежде всего касается понимания религиозной веры как объединяющего, формирующего начала для внутреннего мира че­ловека, вокруг которого собираются такие общечеловеческие ценности, как милосердие, сострадание, честь, совесть, национальное достоинство, взаи­мопонимание, миролюбие и согласие. Авторы подчеркивают, что эти цен­ности, как никогда прежде, востребованы современным миром, раздираемым конфликтами, противоречиями, локальными войнами, миром, забывшим о том, что такое любовь и подлинная истина жизни.

Опубликован

2022-11-30

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2022. Абай и русская философия: человек и его ценности. Вопросы философии. 11 (Nov. 2022), 188–198. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-188-198.