К вопросу о метафизическом статусе Розы Мира Даниила Андреева
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-111-120Ключевые слова:
Даниил Андреев, Роза Мира, Железная Мистерия, трансгрессия, новейшее мифотворчество, хилиазм, апокатастасис, смена эонов, культурная травмаАннотация
В статье рассматривается феномен Розы Мира Даниила Андреева в аспекте его метафизического содержания; анализируется динамика изменения этого содержания в период с 1956 по 1958 г.; рассматривается метафизический смысл феномена, содержащийся в XII Акте и Послесловии «Железной Мистерии» (1956) и, с другой стороны, в XII Книге «метаисторического трактата» «Роза Мира» (1958); делается наблюдение о несовпадении и разности содержаний, вкладываемых Андреевым в феномен Розы Мира «Мистерии» и «трактата», а также о меняющемся отношении к нему автора спустя короткое время после освобождения из Владимирской тюрьмы; фиксируются факты наличия двух вариантов феномена (Роза Мира «Мистерии» и Роза Мира «трактата») и уменьшения его метафизической значимости от 1956 г. к 1958 г.; делается предположение о значительном влиянии социально-
политических факторов (репрессии) на трансгрессию Андреева-писателя: на выход из художественного дискурса и последующее приобщение к целостному («мифическому») познанию; делается вывод о необходимости учитывать культурно-травматический характер пережитого репрессированным художником опыта при анализе результата его целостного познания – новейшего мифического хронотопа Роза Мира.