Педагогика в созвездии наук: методологический диалог и «перенос знаний»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-6-75-86Ключевые слова:
перенос знания (по Л.А. Микешиной), теоретическое выстраивание педагогики, педагогическая теория, критерии корректности переноса знания, глоссарий педагогикиАннотация
По мнению представителей точных наук, а также философов и методологов гуманитарного познания, эпистемологический статус педагогики
сегодня достаточно невысок. Отсутствуют выверенные регламенты эмпирического, теоретического и контекстуального обоснования выводов и способов их получения; полифонично звучат голоса теоретиков педагогической науки по поводу структуры и компонентного перечня педагогической теории. Давно признанные в науковедении различия между теорией и концепцией не находят в педагогических работах верного понимания и отклика. Педагогика, являясь неотъемлемым членом сообщества наук о человеке, должна сегодня вступить в активный и осмысленный научный диалог с методологами, науковедами, гуманитариями, представляющими «сильную» версию человековедческих знаний. Описанные известным отечественным философом Л.А. Микешиной методологические диалоги побудили нас взяться за настоятельно требуемую конкретизацию интересных выводов и рассуждений автора применительно к методологии педагогики. Актуальным для методологической рамки современной педагогики, подверженной влиянию родственных наук и прикладного образования, стал отображенный Л.А. Микешиной перенос терминов (экстраполяция). На основе анализа цитированной книги и множества работ философов и педагогов нам удалось выстроить триаду критериев корректной экстраполяции терминов: а) адресная корректность; соответствие педагогического звучания перенесенного в педагогику термина тому, которое принято в науке-доноре; б) креативная нацеленность перенесенного термина; в) отстроенность от повторения известного методом шумового стилистического размножения. Как один из примеров переноса знания в педагогику рассмотрено впитывание наукой об образовании стилистики родственных наук на основе научных метафор. Вторая часть статьи посвящена теоретическому выстраиванию педагогики. Приведен методологический скрин частной педагогической теории, выявлены белые пятна темы, предложена идея теоретических построений в педагогике, отображенных качественно и количественно.Проявлена связь проблемы переноса знаний (1) и теоретического выстраивания педагогики (2).
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-06-30 (1)