Педагогика в созвездии наук: методологический диалог и «перенос знаний»

  • А.В. Коржуев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
  • Ю.Б. Икренникова Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, 117279, ул. Миклухо-Маклая, д. 55А.
  • З.А. Кулиев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
  • Е.Л. Рязанова Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
  • Е.Н. Шадрина Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.
Ключевые слова: перенос знания (по Л.А. Микешиной), теоретическое вы­страивание педагогики, педагогическая теория, критерии корректности пере­носа знания, глоссарий педагогики

Аннотация

По мнению представителей точных наук, а также философов и методо­логов гуманитарного познания, эпистемологический статус педагогики
сегодня достаточно невысок. Отсутствуют выверенные регламенты эм­пирического, теоретического и контекстуального обоснования выводов и способов их получения; полифонично звучат голоса теоретиков педа­гогической науки по поводу структуры и компонентного перечня педа­гогической теории. Давно признанные в науковедении различия между теорией и концепцией не находят в педагогических работах верного по­нимания и отклика. Педагогика, являясь неотъемлемым членом сооб­щества наук о человеке, должна сегодня вступить в активный и осмыс­ленный научный диалог с методологами, науковедами, гуманитариями, представляющими «сильную» версию человековедческих знаний. Опи­санные известным отечественным философом Л.А. Микешиной методо­логические диалоги побудили нас взяться за настоятельно требуемую конкретизацию интересных выводов и рассуждений автора примени­тельно к методологии педагогики. Актуальным для методологической рамки современной педагогики, подверженной влиянию родственных наук и прикладного образования, стал отображенный Л.А. Микешиной перенос терминов (экстраполяция). На основе анализа цитированной книги и множества работ философов и педагогов нам удалось выстроить триаду критериев корректной экстраполяции терминов: а) адресная кор­ректность; соответствие педагогического звучания перенесенного в пе­дагогику термина тому, которое принято в науке-доноре; б) креативная нацеленность перенесенного термина; в) отстроенность от повторения известного методом шумового стилистического размножения. Как один из примеров переноса знания в педагогику рассмотрено впитывание наукой об образовании стилистики родственных наук на основе научных метафор. Вторая часть статьи посвящена теоретическому выстраиванию педагогики. Приведен методологический скрин частной педагогической теории, выявлены белые пятна темы, предложена идея теоретических построений в педагогике, отображенных качественно и количественно.Проявлена связь проблемы переноса знаний (1) и теоретического вы­страивания педагогики (2).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Коржуев А. ., Икренникова Ю. ., Кулиев З. ., Рязанова Е. ., Шадрина Е. . Педагогика в созвездии наук: методологический диалог и «перенос знаний» // Вопросы философии. 2022. Т. № 6. С. 75–86.
Выпуск
Раздел
Философия и наука