Иллюзионизм как теория сознания. Часть II

Авторы

  • Кит Франкиш Критский университет, Ираклион, 71003, Крит, Греция.
  • М.Д. Горбачев Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119191, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-59-71

Ключевые слова:

иллюзионизм, философия сознания, трудная проблема сознания, теория сознания, квалиа, феноменальные свойства, феноменальное сознание, Кит Франкиш.

Аннотация

Это вторая часть статьи, посвященной подходу к проблеме сознания, кото­рый называется иллюзионизм. Иллюзионизм утверждает, что феноменальное сознание иллюзорно, поскольку сознательный опыт ошибочно описывается как обладающий феноменальными свойствами. Иллюзионизм заменяет трудную проблему сознания проблемой иллюзии. В этой части уделяется особое внимание обоснованию иллюзионизма и указанию на его преиму­щества перед радикальным и консервативным реализмом. Критическая часть ставит целью не опровергнуть упомянутые подходы или предоста­вить окончательное подтверждение иллюзионизма, а показать, что у такого взгляда есть свои сильные стороны, и следование иллюзионистской пози­ции может иметь свои перспективы. Помимо этого, в этой части представ­лены и несколько позитивных аргументов в пользу иллюзионизма, которые демонстрируют и то, что освобождение от метафизических рамок реализма может дать новый толчок философии сознания. В качестве ответа на крити­ку в статье рассматриваются аргументы, часто приводимые как упреки ил­люзионистам. Среди таких аргументов обвинение в том, что иллюзионизм не принимает во внимание непосредственные данные сознания; указание на разрыв между иллюзией и реальностью, которые необходимо воспол­нить, а также проблема картезианского театра – внутреннего зрителя, кото­рый искажает опыт, заставляя нас полагать существование феноменального сознания.

Опубликован

2022-04-30

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2022. Иллюзионизм как теория сознания. Часть II. Вопросы философии. 4 (Apr. 2022), 59–71. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-59-71.