Витгенштейн как литературный персонаж. Часть II

Авторы

  • О.А. Коваль Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, 191011, наб. р. Фонтанки, д. 15.
  • Е.Б. Крюкова Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, 190005, ул. 7-я Красноармейская, д. 25.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-169-179

Ключевые слова:

Л. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», литера­тура, персонаж, язык, мир.

Аннотация

Вторая статья продолжает знакомить с образом Витгенштейна на страницах художественных произведений. Ключевой тезис предпринятого исследова­ния, согласно которому имагинальная стратегия мировой литературы до­полняет новыми смыслами строго рациональное понимание трудов и лич­ности философа, демонстрируется на материале сочинений разных авторов. Весьма необычными оказываются те ракурсы, в которых писателям откры­ваются новаторские идеи Витгенштейна. В частности, Персиваль Эверетт, обыгрывая в ироничном стиле содержание и структуру «Логико-философ­ского трактата», сумел распространить раннюю языковую концепцию мыс­лителя непосредственно на сферу самой литературы. Энрике Вила-Матас, исследующий феномен молчания в творческой среде, выявляет этический парадокс между теорией и практикой Витгенштейна. В романе Киарана Карсона и текстах Томаса Бернхарда нестандартное объяснение получа­ют своенравные поступки философа, эксцентричные черты его характера и скрытые мотивы поведения, способствовавшие складыванию вокруг его персоны культа легендарного человека. Словесному искусству удается та­ким образом создать многогранный портрет, в котором мысль философа становится продолжением его незаурядной индивидуальности.

 

Опубликован

2022-02-28 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2025. Витгенштейн как литературный персонаж. Часть II. Вопросы философии. 2 (Feb. 2025), 169–179. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-169-179.