Витгенштейн как литературный персонаж. Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-169-179Ключевые слова:
Л. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», литература, персонаж, язык, мир.Аннотация
Вторая статья продолжает знакомить с образом Витгенштейна на страницах художественных произведений. Ключевой тезис предпринятого исследования, согласно которому имагинальная стратегия мировой литературы дополняет новыми смыслами строго рациональное понимание трудов и личности философа, демонстрируется на материале сочинений разных авторов. Весьма необычными оказываются те ракурсы, в которых писателям открываются новаторские идеи Витгенштейна. В частности, Персиваль Эверетт, обыгрывая в ироничном стиле содержание и структуру «Логико-философского трактата», сумел распространить раннюю языковую концепцию мыслителя непосредственно на сферу самой литературы. Энрике Вила-Матас, исследующий феномен молчания в творческой среде, выявляет этический парадокс между теорией и практикой Витгенштейна. В романе Киарана Карсона и текстах Томаса Бернхарда нестандартное объяснение получают своенравные поступки философа, эксцентричные черты его характера и скрытые мотивы поведения, способствовавшие складыванию вокруг его персоны культа легендарного человека. Словесному искусству удается таким образом создать многогранный портрет, в котором мысль философа становится продолжением его незаурядной индивидуальности.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-02-28 (1)