Витгенштейн как литературный персонаж. Часть II

  • О.А. Коваль Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, 191011, наб. р. Фонтанки, д. 15.
  • Е.Б. Крюкова Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, 190005, ул. 7-я Красноармейская, д. 25.
Ключевые слова: Л. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», литера­тура, персонаж, язык, мир.

Аннотация

Вторая статья продолжает знакомить с образом Витгенштейна на страницах художественных произведений. Ключевой тезис предпринятого исследова­ния, согласно которому имагинальная стратегия мировой литературы до­полняет новыми смыслами строго рациональное понимание трудов и лич­ности философа, демонстрируется на материале сочинений разных авторов. Весьма необычными оказываются те ракурсы, в которых писателям откры­ваются новаторские идеи Витгенштейна. В частности, Персиваль Эверетт, обыгрывая в ироничном стиле содержание и структуру «Логико-философ­ского трактата», сумел распространить раннюю языковую концепцию мыс­лителя непосредственно на сферу самой литературы. Энрике Вила-Матас, исследующий феномен молчания в творческой среде, выявляет этический парадокс между теорией и практикой Витгенштейна. В романе Киарана Карсона и текстах Томаса Бернхарда нестандартное объяснение получа­ют своенравные поступки философа, эксцентричные черты его характера и скрытые мотивы поведения, способствовавшие складыванию вокруг его персоны культа легендарного человека. Словесному искусству удается та­ким образом создать многогранный портрет, в котором мысль философа становится продолжением его незаурядной индивидуальности.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Коваль О. ., Крюкова Е. . Витгенштейн как литературный персонаж. Часть II // Вопросы философии. 2022. Т. № 2. С. 169–179.
Выпуск
Раздел
История философии