Негативная этика А.А. Гусейнова на пересечении стратегий обоснования морали

Авторы

  • М.Л. Гельфонд Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Тула, 300000, просп. Ленина, д. 53

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-43-53

Ключевые слова:

мораль, этика, обоснование морали, высшее благо, моральный запрет, сослагательное наклонение морали, золотое правило, категорический императив, негативный поступок, этика ненасилия, А.А. Гусейнов.

Аннотация

В статье анализируется негативная этика А.А. Гусейнова в качестве ориги­нального способа обоснования абсолютной морали. Предпосылкой этиче­ского рассуждения философа служит апелляция к аристотелевскому понима­нию высшего блага как конечной цели, достижение которой не зависит от внешних условий и полностью совпадает с индивидуально-ответствен­ным решением разумного субъекта. Выбор такой цели определяет самодо­статочность моральной мотивации, которая создает бесспорный приоритет нравственных обязанностей перед всеми иными человеческими обязанно­стями. В результате обоснование морали строится у А.А. Гусейнова как ло­гика убеждения способного к рациональному ранжированию жизненных це­лей индивида в безусловном преимуществе ориентации на идеал высшего блага. Единственным адекватным воплощением данной целевой установки являются, по убеждению А.А. Гусейнова, моральный запрет, интерпретируе­мый как норма прямого действия, и негативный поступок, последовательно реализующий данный запрет. Решение совершить такой поступок принима­ется в ходе «мысленного эксперимента» и фиксируется в сослагательной
модальности, которой А.А. Гусейнов (на примере формулировок золотого пра­вила и категорического императива Канта) отводит ключевую роль в характе­ристике сущности морали. При этом тождество морали с индивидуальной
ответственностью, устанавливаемое в философии поступка М.М. Бахтина, це­ментирует синтез аристотелианской и кантианской стратегий обоснования морали в негативной этике А.А. Гусейнова. Окончательной нормативной конкретизацией негативной абсолютной морали А.А. Гусейнов считает эти­ку ненасилия. В ее основе лежит категорический запрет на использование силы (насилие), который обеспечивает подлинную независимость морально­го субъекта как от объективных обстоятельств и действий других людей, так и от своих собственных склонностей и аффектов.

Опубликован

2022-01-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2025. Негативная этика А.А. Гусейнова на пересечении стратегий обоснования морали. Вопросы философии. 1 (Feb. 2025), 43–53. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-43-53.