Негативная этика А.А. Гусейнова на пересечении стратегий обоснования морали
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-43-53Ключевые слова:
мораль, этика, обоснование морали, высшее благо, моральный запрет, сослагательное наклонение морали, золотое правило, категорический императив, негативный поступок, этика ненасилия, А.А. Гусейнов.Аннотация
В статье анализируется негативная этика А.А. Гусейнова в качестве оригинального способа обоснования абсолютной морали. Предпосылкой этического рассуждения философа служит апелляция к аристотелевскому пониманию высшего блага как конечной цели, достижение которой не зависит от внешних условий и полностью совпадает с индивидуально-ответственным решением разумного субъекта. Выбор такой цели определяет самодостаточность моральной мотивации, которая создает бесспорный приоритет нравственных обязанностей перед всеми иными человеческими обязанностями. В результате обоснование морали строится у А.А. Гусейнова как логика убеждения способного к рациональному ранжированию жизненных целей индивида в безусловном преимуществе ориентации на идеал высшего блага. Единственным адекватным воплощением данной целевой установки являются, по убеждению А.А. Гусейнова, моральный запрет, интерпретируемый как норма прямого действия, и негативный поступок, последовательно реализующий данный запрет. Решение совершить такой поступок принимается в ходе «мысленного эксперимента» и фиксируется в сослагательной
модальности, которой А.А. Гусейнов (на примере формулировок золотого правила и категорического императива Канта) отводит ключевую роль в характеристике сущности морали. При этом тождество морали с индивидуальной
ответственностью, устанавливаемое в философии поступка М.М. Бахтина, цементирует синтез аристотелианской и кантианской стратегий обоснования морали в негативной этике А.А. Гусейнова. Окончательной нормативной конкретизацией негативной абсолютной морали А.А. Гусейнов считает этику ненасилия. В ее основе лежит категорический запрет на использование силы (насилие), который обеспечивает подлинную независимость морального субъекта как от объективных обстоятельств и действий других людей, так и от своих собственных склонностей и аффектов.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)