Роль Цзэн Го-фаня в деятельности литературно-философской тунчэнской школы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-209-218Ключевые слова:
Цзэн Го-фань, тунчэнская школа, конфуцианство, литература, философская мысль, Хань Юй, политика «самоусиления»Аннотация
Цзэн Го-фань (1811–1872) сыграл важную роль в деятельности тунчэнской школы, нашел точки соприкосновения с прогрессивными западными идеями и сформировал собственную философскую систему, сочетающую в себе идеи конфуцианства, даосизма и буддизма. Цзэн Го-фань, будучи новатором, наряду с этикой, критикой текстов, изучением литературы выделил
также четвертое направление – теорию управления государством. Он предположил, что спор между ханьским и сунским конфуцианством будет исчерпан, если признать, что они дополняют друг друга. Особую роль в формировании философской системы Цзэн Го-фаня сыграло неоконфуцианство, а именно «учение о сердце», которое исследователь рассматривал через призму своего жизненного опыта. Участие Цзэн Го-фаня в политике «самоусиления», его твердая позиция в отношении пути развития Китая, умножения его капиталов, усовершенствования материально-технической базы, повышения уровня образования стали опорой для оформления идей тунчэнской школы. Ученики Цзэн Го-фаня продолжили развитие тунчэнской школы, отступив от классических постулатов, внеся новые идеи и закрепив место своей литературно-философской школы в истории Китая.