Религиозная проблематика в творчестве М. Хайдеггера и феноменология религии: взаимосвязи и параллели
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-173-183Ключевые слова:
М. Хайдеггер, Р. Отто, З. Фрейд, религия, феноменология религии, философская феноменология, философия религии, религиоведение, святое, страх, ужас, мистицизмАннотация
В статье анализируется возникшая у Мартина Хайдеггера на раннем этапе его творчества идея создания особой феноменологии религии, к чему, очевидно, его подвигла мода на исследование религии, вызванная в том числе и трудом Р. Отто «Святое». Доказывается, что некоторые философские идеи раннего М. Хайдеггера, особенно в его «Феноменологии религиозной жизни», созвучны мысли Отто и сближаются с феноменологической традицией исследования религии. При этом показывается, что поздний М. Хайдеггер отходит от этих идей, используя категорию святого как прикладную для изучения художественного и поэтического творчества. Далее в статье анализируется экзистенциал ужаса, играющий значительную роль во втором этапе творчества М. Хайдеггера, который также во многом схож с описанием характеристик нуминозного чувства у Р. Отто. В статье отдельно анализируется специфика двух понятий Angst и Furcht, особенности их употребления, для этого проводятся параллели с трудами С. Кьеркегора, З. Фрейда, Г. ван дер Леува. Выдвигается предположение, что близость Р. Отто и М. Хайдеггера в этом вопросе скорее обусловлена общим культурным контекстом, чем прямым влиянием, и она не дает достаточных оснований для серьезного сближения феноменологии религии и идей философии М. Хайдеггера периода «Бытия и времени». Хотя это и не отрицает того факта, что некоторые феноменологи позднее обращались к философии М. Хайдеггера, видя в ней определенную поддержку для построения своих теорий.