Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-169-181Ключевые слова:
имманенция, трансценденция, аффект, становление, совместность, духовная практика, свобода как творчествоАннотация
Обращение к имманентному началу опыта и знания – одна из важных вех современной эволюции философии. Оно натолкнулось на серьезные трудности. Оказалось, что имманентность практически невозможно выявить в чистом виде, а в соединении с трансцендентным началом она может служить тоталитарной идеологии. Философия Китая содержит целостную и жизнеспособную концепцию имманенции, которая обосновывается жизненным аффектом и его творческим потенциалом. Эта имманенция представлена процессом мировых превращений, трансцендентна по отношению к опыту и мысли, но постигается не трансцендентными структурами мышления, а посредством «оставления себя» как усилия нравственного совершенствования и духовного просветления, по природе сверхиндивидуального. Не имея четкого теоретического оформления, она отличается прагматической ориентацией, совмещающей коммуникацию и стратегию, ценности этические, эстетические и прагматические. В статье исследуются различные аспекты понимания имманентности в китайской мысли, а также его последствия для китайской культуры, главным образом, проблема свободы и творчества в общественной практике. Отмечается важность поворота к имманенции для формирования глобальной по своим масштабам и призванию философии.