Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая

Авторы

  • В.В. Малявин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,Москва, 119017, ул. Малая Ордынка, д. 17 стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-169-181

Ключевые слова:

имманенция, трансценденция, аффект, становление, совместность, духовная практика, свобода как творчество

Аннотация

Обращение к имманентному началу опыта и знания – одна из важных вех современной эволюции философии. Оно натолкнулось на серьезные трудно­сти. Оказалось, что имманентность практически невозможно выявить в чи­стом виде, а в соединении с трансцендентным началом она может служить тоталитарной идеологии. Философия Китая содержит целостную и жизне­способную концепцию имманенции, которая обосновывается жизненным аффектом и его творческим потенциалом. Эта имманенция представлена процессом мировых превращений, трансцендентна по отношению к опыту и мысли, но постигается не трансцендентными структурами мышления, а посредством «оставления себя» как усилия нравственного совершенство­вания и духовного просветления, по природе сверхиндивидуального. Не имея четкого теоретического оформления, она отличается прагматической ориен­тацией, совмещающей коммуникацию и стратегию, ценности этические, эс­тетические и прагматические. В статье исследуются различные аспекты по­нимания имманентности в китайской мысли, а также его последствия для китайской культуры, главным образом, проблема свободы и творчества в об­щественной практике. Отмечается важность поворота к имманенции для формирования глобальной по своим масштабам и призванию философии.

Загрузки

Опубликован

2021-05-31

Выпуск

Раздел

Философия Китая

Как цитировать

[1]
2021. Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая. Вопросы философии. 5 (May 2021), 169–181. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-169-181.