Решается ли в Дагестане основной вопрос философии?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-207-211Ключевые слова:
философское образование, Дагестан, ислам, подготовка философовАннотация
В статье дан обзор духовного состояния дагестанского общества под углом развития в нем философского образования и науки. Анализируются исламские корни философии в Дагестане, достижения в последующие периоды и перипетии последних двадцати лет, связанные с открытием в Дагестанском государственном университете специальности «Философия». Вузовской и академической философии удалось упрочить общественные позиции Дагестанского отделения Российского философского общества, однако мировоззренческие границы между средневековым мракобесием и новейшими достижениями философии в общественном сознании остаются зыбкими, непримиримы противоречия между суфизмом и ваххабизмом, в исторической глубине которых теоретические споры перипатетиков с ортодоксальным исламом и идеологическими основами рецидивов экстремизма и терроризма. Местная интеллигенция пытается в условиях этнических и религиозных трудностей сохранить республику в образовательном пространстве России, укрепить позиции философии как ключевой формы рациональной коммуникации в многообразии культур. В условиях изменяющегося под влиянием СВО миропорядка, интенсивных контактов с приграничными народами подготовка философов в Дагестане нуждается в решительной поддержке федерального центра.В статье дан обзор духовного состояния дагестанского общества под углом развития в нем философского образования и науки. Анализируются исламские корни философии в Дагестане, достижения в последующие периоды и перипетии последних двадцати лет, связанные с открытием в Дагестанском государственном университете специальности «Философия». Вузовской и академической философии удалось упрочить общественные позиции Дагестанского отделения Российского философского общества, однако мировоззренческие границы между средневековым мракобесием и новейшими достижениями философии в общественном сознании остаются зыбкими, непримиримы противоречия между суфизмом и ваххабизмом, в исторической глубине которых теоретические споры перипатетиков с ортодоксальным исламом и идеологическими основами рецидивов экстремизма и терроризма. Местная интеллигенция пытается в условиях этнических и религиозных трудностей сохранить республику в образовательном пространстве России, укрепить позиции философии как ключевой формы рациональной коммуникации в многообразии культур. В условиях изменяющегося под влиянием СВО миропорядка, интенсивных контактов с приграничными народами подготовка философов в Дагестане нуждается в решительной поддержке федерального центра.