Великая Отечественная война в цифровых медиа
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-26-34Ключевые слова:
память, травма, Великая Отечественная война, цифровая среда, видеоигры, медиа, история, посттравматический синдромАннотация
Дискурс Великой Отечественной войны долгое время определялся оппозицией подвига и потери, парадоксальным образом совмещая две крайности. Однако оппозиция эта складывалась в рамках хальбваксовской дихотомии «истории – коллективной памяти» и не учитывала абсолютно иной формат коммуникации в цифровой среде. Представляя по своей природе насилие над прошлым, цифровая память в то же время сама репрезентировала реакцию на это насилие: дискурс травмы. По этой причине с течением времени тематика Великой Отечественной войны начинает незаметно склоняться в сторону большей репрезентации этого явления, что мы и можем наблюдать в видеоиграх последнего времени: абстрактные солдаты военных стратегий 2000-х гг. сменяются сначала более конкретными (но все еще абстрактными) танками и самолетами 2010-х гг., а в 2020-х гг. – нарративно-ориентированными историями мирных жителей, столкнувшихся с войной как с травматическим фактом бытия. При этом заглушенный историческим дискурсом голос локального сообщества неожиданно обретает новый канал репрезентации, пусть даже и в виде призрака.