Великая Отечественная война в цифровых медиа

Авторы

  • Д.А. Будаев Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Пушкин, 196605, Петербургское ш., д. 10; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, 191186, ул. Большая Морская, д. 18.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-26-34

Ключевые слова:

память, травма, Великая Отечественная война, цифровая среда, видеоигры, медиа, история, посттравматический синдром

Аннотация

Дискурс Великой Отечественной войны долгое время определялся оппози­цией подвига и потери, парадоксальным образом совмещая две крайности. Однако оппозиция эта складывалась в рамках хальбваксовской дихотомии «истории – коллективной памяти» и не учитывала абсолютно иной формат коммуникации в цифровой среде. Представляя по своей природе насилие над прошлым, цифровая память в то же время сама репрезентировала реак­цию на это насилие: дискурс травмы. По этой причине с течением време­ни тематика Великой Отечественной войны начинает незаметно склоняться в сторону большей репрезентации этого явления, что мы и можем наблю­дать в видеоиграх последнего времени: абстрактные солдаты военных стра­тегий 2000-х гг. сменяются сначала более конкретными (но все еще аб­страктными) танками и самолетами 2010-х гг., а в 2020-х гг. – нарративно-ориентированными историями мирных жителей, столкнувшихся с войной как с травматическим фактом бытия. При этом заглушенный историческим дискурсом голос локального сообщества неожиданно обретает новый канал репрезентации, пусть даже и в виде призрака.

Опубликован

2025-05-05

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2025. Великая Отечественная война в цифровых медиа. Вопросы философии. 5 (May 2025), 26–34. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-5-26-34.