Философия Э.В. Ильенкова и мировоззренческая специфика русской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-92-104Ключевые слова:
Э.В. Ильенков, русская философия, антропологизм, проблема личности, «система из трех тел», критика вульгарного материализма, критика индивидуализмаАннотация
Статья посвящена творчеству выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924–1979). По своим взглядам Э.В. Ильенков был западником, «советским европейцем» (А.М. Майданский). Тем не менее некоторые исследователи указывают на параллели между его творчеством и творчеством А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева и видят в нем русского философа. В предлагаемой статье рассматриваются вопросы о соотношении национальных философий и мировой философии, об особенностях русской философии, о соотношении в ней идеалистической и материалистической линий и, главное, о том, можно ли считать Э.В. Ильенкова русским философом. В полемике с голландским историком философии Э. ван дер Звейрде, который отрицает наличие русской философии, показывается, что национальные философии существуют, и именно их развитие обогащает мировую философию, в чем выражается диалектика последней. Представители разных культур и цивилизаций по-разному подступаются к основным проблемам философии. Для русской философии характерны интерес к человеку, к экзистенциальной и этической проблематике, критика индивидуализма, апология общины, социальной гармонии. В этом смысле Ильенков – русский философ. В центре его внимания была проблема личности. Из антиндивидуализма Ильенкова, фундированного его сложной философской теорией личности, проистекала и его критика мещанства, буржуазности и позитивизма, которую совершенно справедливо вписывают в контекст русской философии как таковой. Она также роднит Ильенкова с представителями идеалистической ветви русской мысли.