Онтология нравственного в феномене образования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-51-62Ключевые слова:
нравственное, образование, фундаментальная онтология, истина, сущность, человечность, личность, духовное, без-нравственное, безнравственное, ценности, расчеловечивание, непредсказуемость, диссонанс, вытеснениеАннотация
Нравственное есть фундаментально определяющее и онтологически основывающее феномен образования. Современное образование все более исключает нравственное из своей деятельности, тем самым разрушая свое человеческое основание, становясь институтом без-нравственного. В статье представлено место нравственного в фундаментальной онтологии образования, определены категории антропо-полагающей онтологии образования – экзистенциалии и социеталии. Разработаны онтологические оппозиции: нравственное и духовное (в аспекте разделения категорий «человек» и «личность»), нравственное, без-нравственное и безнравственное, нравственное и ценности. Выявлены связи непредсказуемости нравственного с отношением к истине и диссонансу нравственного. Определены инструменты нравственного и онтологическое разделение категорий нравственного в современном образовании. Сформулированы фундаментальный вопрос в отношении нравственного и нравственный долг образования. Обоснована опережающая роль образования в нравственном росте общества. Показана необходимость переопределения содержания образования под углом зрения культивирования человеческих начал личности. Продемонстрированы процессы вытеснения нравственного из научно-познавательного отношения в России.