Иллюзионизм как теория сознания. Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-4-59-71Ключевые слова:
иллюзионизм, философия сознания, трудная проблема сознания, теория сознания, квалиа, феноменальные свойства, феноменальное сознание, Кит Франкиш.Аннотация
Это вторая часть статьи, посвященной подходу к проблеме сознания, который называется иллюзионизм. Иллюзионизм утверждает, что феноменальное сознание иллюзорно, поскольку сознательный опыт ошибочно описывается как обладающий феноменальными свойствами. Иллюзионизм заменяет трудную проблему сознания проблемой иллюзии. В этой части уделяется особое внимание обоснованию иллюзионизма и указанию на его преимущества перед радикальным и консервативным реализмом. Критическая часть ставит целью не опровергнуть упомянутые подходы или предоставить окончательное подтверждение иллюзионизма, а показать, что у такого взгляда есть свои сильные стороны, и следование иллюзионистской позиции может иметь свои перспективы. Помимо этого, в этой части представлены и несколько позитивных аргументов в пользу иллюзионизма, которые демонстрируют и то, что освобождение от метафизических рамок реализма может дать новый толчок философии сознания. В качестве ответа на критику в статье рассматриваются аргументы, часто приводимые как упреки иллюзионистам. Среди таких аргументов обвинение в том, что иллюзионизм не принимает во внимание непосредственные данные сознания; указание на разрыв между иллюзией и реальностью, которые необходимо восполнить, а также проблема картезианского театра – внутреннего зрителя, который искажает опыт, заставляя нас полагать существование феноменального сознания.