Фундаментальные модели образования будущего
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-54-64Ключевые слова:
общество знаний, проблемно-познавательное образование, памятливое образование, исследовательское образование, классно-урочная система, репродуктивно-продуктивный переходАннотация
Образование будущего имеет в своей онтологической основе преодоление разлада с репрезентацией феномена. Отсюда в качестве фундаментальных моделей образования будущего определены проблемно-познавательное и памятливое, формирующие подходы к истине феномена и полноте его образа посредством эпистемологического и культурно-исторического измерений. В отношении проблемно-познавательного образования сформулированы его концептуальные основы, показаны отличия от коллективного, проблемного и традиционного (трансляционного) способов обучения, раскрыто содержание парадигмальных отношений: функции, формы, способа и императива бытия. При экспликации памятливого образования определены концепты «памятливое познание» и «памятливое знание», в качестве модели последнего рассмотрена эпистемическая вещь, включающая культурный имплант и эпистемическую коллекцию, дано описание памятливого обучения, показана его связь с понятием хронотопа, введенного А.А. Ухтомским. Сделан вывод о сбывании истины бытия образования в его выходе из многовековой колеи классно-урочной (лекционно-семинарской) системы в новое онтологическое начало, предвосхищающий набросок которого дают проблемно-познавательная и памятливая модели образования.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)