Роль Цзэн Го-фаня в деятельности литературно-философской тунчэнской школы

Авторы

  • Е.А. Константинова Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия, д. 5.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-209-218

Ключевые слова:

Цзэн Го-фань, тунчэнская школа, конфуцианство, литература, философская мысль, Хань Юй, политика «самоусиления»

Аннотация

Цзэн Го-фань (1811–1872) сыграл важную роль в деятельности тунчэнской школы, нашел точки соприкосновения с прогрессивными западными идея­ми и сформировал собственную философскую систему, сочетающую в себе идеи конфуцианства, даосизма и буддизма. Цзэн Го-фань, будучи новато­ром, наряду с этикой, критикой текстов, изучением литературы выделил
также четвертое направление – теорию управления государством. Он пред­положил, что спор между ханьским и сунским конфуцианством будет исчер­пан, если признать, что они дополняют друг друга. Особую роль в форми­ровании философской системы Цзэн Го-фаня сыграло неоконфуцианство, а именно «учение о сердце», которое исследователь рассматривал через призму своего жизненного опыта. Участие Цзэн Го-фаня в политике «само­усиления», его твердая позиция в отношении пути развития Китая, умноже­ния его капиталов, усовершенствования материально-технической базы, повышения уровня образования стали опорой для оформления идей тунч­энской школы. Ученики Цзэн Го-фаня продолжили развитие тунчэнской школы, отступив от классических постулатов, внеся новые идеи и закрепив место своей литературно-философской школы в истории Китая.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Роль Цзэн Го-фаня в деятельности литературно-философской тунчэнской школы. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 208–218. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-209-218.