Онтология нравственного в феномене образования

Авторы

  • А.О. Карпов Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-51-62

Ключевые слова:

нравственное, образование, фундаментальная онтология, истина, сущность, человечность, личность, духовное, без-нравственное, безнравственное, ценности, расчеловечивание, непредсказуемость, диссонанс, вытеснение

Аннотация

Нравственное есть фундаментально определяющее и онтологически осно­вывающее феномен образования. Современное образование все более ис­ключает нравственное из своей деятельности, тем самым разрушая свое че­ловеческое основание, становясь институтом без-нравственного. В статье представлено место нравственного в фундаментальной онтологии образо­вания, определены категории антропо-полагающей онтологии образования – экзистенциалии и социеталии. Разработаны онтологические оппозиции: нрав­ственное и духовное (в аспекте разделения категорий «человек» и «лич­ность»), нравственное, без-нравственное и безнравственное, нравственное и ценности. Выявлены связи непредсказуемости нравственного с отноше­нием к истине и диссонансу нравственного. Определены инструменты нравственного и онтологическое разделение категорий нравственного в со­временном образовании. Сформулированы фундаментальный вопрос в от­ношении нравственного и нравственный долг образования. Обоснована опережающая роль образования в нравственном росте общества. Показана необходимость переопределения содержания образования под углом зре­ния культивирования человеческих начал личности. Продемонстрированы процессы вытеснения нравственного из научно-познавательного отношения в России.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2025. Онтология нравственного в феномене образования. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 51–62. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-51-62.