Идея трансцендентного Бога и формирование когнитивного уровня D в тетрарной модели когнитивного развития
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-193-204Ключевые слова:
философия науки, история философии, тетрарная модель когнитивного развития, трансцендентный Бог, «Начала» Евклида, «Геометрия» Декарта, Плотин, Августин, Фома Аквинский, «Ареопагитики».Аннотация
Предлагаемое исследование обращается к анализу социокультурных факторов, повлиявших на формирование когнитивного уровня D в тетрарной модели когнитивного развития, другими словами, на появление, прежде всего в математике и теоретической физике, когнитивных моделей более высокого уровня абстракции, чем модели, разработанные в ранних теоретических культурах, таких как культура Древней Греции. В статье показано, что одним из ключевых факторов указанного типа может являться представление о трансцендентной сущности, появление которого потребовало разработки специальных подходов к ее описанию, отсутствовавших ранее. Сформулированные в Средние века в рамках теологии, эти подходы были перенесены позднее на другие области, что повлияло на формирование науки эпохи Модерна. В качестве реперных точек, иллюстрирующих описанный процесс, в статье выбраны представления Плотина о Едином, позиция Августина по проблеме описания сущности Бога рациональными средствами и его же взгляд на числа, а также трактовка Фомой Аквинским вопроса о соотношении языка описания Бога и его творений (эквивокальность, унивокальность, аналогия). Особое место в статье занимает обсуждение используемой Плотином при описании Единого метафоры центра круга и ряда концентрических окружностей с данным центром.