Постсекулярное: валидная концепция или самообман?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-182-192Ключевые слова:
секуляризация, постсекуляризация, десекуляризация, западный эзотеризм, оккультизм, креационизм, эволюционизм, психология, психиатрия, наука, религия.Аннотация
В статье подвергается критике концепция постсекулярного. Вначале ставится вопрос о том, являются ли ключевые тезисы, высказанные Ю. Хабермасом в докладе «Против воинствующего атеизма», обоснованными, затем через обращение к текстам классика теории секуляризации П. Бергера показывается основополагающая роль научного мировоззрения для существования секулярной ситуации и последовательно разбираются четыре случая, иллюстрирующие процесс трансформации религиозного мировоззрения под влиянием научного. Первый – трансформация эзотеризма в XIX в. и появление оккультизма – системы, основанной на примирении научного и религиозного мировоззрений. Тезис о синтетическом характере оккультизма доказывается через обращение к трудам Э. Леви, Е. Блаватской, Р. Штайнера, А. Кроули, Р. Генона и феномену спиритизма. Второй случай – возникновение естественнонаучной апологетики в христианстве. В статье доказывается, что большинство дебатов о месте религии в современном обществе напрямую обусловлены ее восприятием как вторичной по отношению к науке. Эта мысль иллюстрируется анализом полемики креационизма и эволюционизма. Третий случай – формирование психологии и психиатрии как альтернативных религиозному мировоззрению форм работы с внутренним миром человека. На примере трудов Ж.-М. Шарко, З. Фрейда и К.Г. Юнга иллюстрируется стремление психологии заместить религиозные представления о человеке. Отдельно рассматривается ситуация по согласованию психиатрии и современного русского православия: этот процесс демонстрирует эклектичность мировоззрения верующих, в котором отчетливо прослеживается доминирование научного дискурса. Последним анализируемым случаем является положение религиозных институтов в ситуации пандемии. Делается вывод, что каждый из рассмотренных примеров иллюстрирует оппозицию религии и науки, лежащую в основе концепции секуляризации, и вряд ли можно говорить о полноценном возвращении религиозного мировоззрения, пока каждый из этих случаев не будет убедительно объяснен с точки зрения логики десекуляризации.