Обоснование морального долга в этике Дж.С. Милля
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-133-143Ключевые слова:
мораль, этика, обоснование морального долга, утилитаризм, доказательство принципа пользы, Дж.С. Милль.Аннотация
В статье на материале этики Джона Стюарта Милля обсуждается вопрос о существовании такого обоснования морального долга, которое свойственно именно утилитаристкой этике или в наибольшей степени ей соответствует. Автор реконструирует «доказательство принципа пользы», содержащееся в четвертой главе трактата «Утилитаризм», демонстрирует его связь с эмпиристcкими (индуктивистскими) установками моральной философии Дж.С. Милля, а также показывает, что вторая часть этого доказательства может быть проинтерпретирована двояко. Во-первых, в ней можно увидеть демонстрацию преимуществ утилитаристской нормативной программы тому человеку, который уже сделал «моральное допущение», то есть уже считает необходимым исполнять моральный долг и лишь уточняет его содержание. Основания «морального допущения» приходится искать в этом случае в других фрагментах «Утилитаризма» – тех, которые посвящены заинтересованности агента в моральном поведении других людей, а также роли, которую суждения индивидов, обладающих разнообразным опытом и имеющих привычку к «самосознанию и самонаблюдению», должны играть в выборе образа жизни другими людьми. Во-вторых, вторую часть доказательства можно воспринимать как одновременную демонстрацию разумности моральных убеждений и необходимости их наполнения именно утилитаристским содержанием. В первом случае миллевское обоснование морального долга будет родственно стратегическому эгоизму или интуитивизму. Во втором случае оно будет ближе к кантианской традиции в моральной философии. То, что в этике Милля можно обнаружить разные концепции обоснования морального долга, свидетельствует о том, что преимущественной связи между утилитаризмом и каким-то одним вариантом обоснования морального долга не существует.