Михаил Бахтин и феномен благодарного ученичества. «Как учитель к учителям»: три документа из архива М.М. Бахтина. Подготовка текстов и публикация О.Е. Осовского, С.А. Дубровской
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-119-136Ключевые слова:
М.М. Бахтин, биография, архив, рецепция идей, наставничество, феномен благодарного ученичества, «педагогика ответственности», диалогизм, «К философии поступка», «Проблемы поэтики Достоевского».Аннотация
В статье рассматривается феномен благодарного ученичества в контексте биографии, а также рецепции личности и идей М.М. Бахтина. В последние десятилетия с именем и идеями мыслителя связывают происходящий в отечественной и зарубежной педагогической теории «диалогический поворот». Диалогизм Бахтина становится методологической основой для так
называемой диалогической педагогики, успешно развивающейся как на Западе, так и в России. На основе архивных материалов, анализа соответствующих разделов «Проблем поэтики Достоевского», поздних текстов Бахтина, а также обнаруженных в архиве ученого документов авторы выдвигают предположение о том, что сформировавшаяся в ранних трудах мыслителя идея ответственности к концу 1950-х – в 1960-е гг. становится принципом его педагогической деятельности и подспудно заложенной в ней «педагогики ответственности». Феномен благодарного ученичества рождается в диалоге Бахтина со своими наставниками и учениками, что позволяет по-новому взглянуть на процесс рецепции личности и идей ученого в конце 1950-х – начале 1970-х гг., оценить педагогический потенциал его концепции диалога. Впервые в научный оборот вводится ряд документов из личного архива Бахтина, в частности набросок выступления перед выпускниками историко-филологического факультета Мордовского университета, черновики автобиографии 1946 г., ответа на первое письмо В.В. Кожинова и др.