«Отрешенность» и «сакшин» (наблюдатель): мистицизм Майстера Экхарта и ведической школы санкхья
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-192-202Ключевые слова:
сознание, Майстер Экхарт, мистицизм, отрешенность, ничто, интенциональность, апофатическая теология, санкхья, сакшин, высшее сознание, трансцендентальный субъект.Аннотация
В статье предлагается сравнение двух метафизических и сотериологических стратегий: «Отрешенность» христианского мистика Мейстера Экхарта и «сáкшин» (наблюдатель, созерцатель, свидетель) в индийских даршанах санкхья и аштанга-йога. Мы анализируем представления о сознании и психике в западных и индийских традициях, а также о «высшем сознании». Вполне очевидно, что христианская и индийские традиции имеют разные антропологии, разные когнитивные и сотериологические цели, разные онтологические основания. Представления о психике в западных (основанных на Христианстве) и индийских традициях также различны (они, в свою очередь, различны в пост-ведических даршанах). Тем не менее корреляция западной дихотомии “душа/психика – дух” и идея несопоставимости повседневного опыта и опыта высших (трансперсональных) состояний сознания в даршанах санкхья и йога, по нашему мнению, дают основания для сравнения стратегий отрешенного созерцания. Наряду с онтологическими различиями мы можем обнаружить сходство мистического опыта в обеих традициях: уход от мира образов и форм как высшее благо; не-связанность сознания с телесностью, чувствами и разумом; интериоризация интенциональности сознания и прекращение его репрезентативной функции. «Сакшин» ведических даршан санкхьи и аштанга-йоги суть чистое знание, взятое вне пределов времени, пространства, формы, вне пределов всех объектов и процессов. Апофатическое учение христианской неоплатонической мистики о постижении Бога посредством отрыва от тварного мира и собственного эго дает возможность такого компаративного анализа.