Русские философы в Китае в первой половине ХХ в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-155-168Ключевые слова:
русская философия, Русское Зарубежье, Гражданская война, Китай, Илья Коджак, социософия, национализм.Аннотация
История философской мысли дальневосточной ветви Русского зарубежья до сих пор остается практически не изученной, тогда как о русских философах-эмигрантах в Европе и США написано очень много. Между тем среди сотен тысяч русских беженцев, осевших после завершения Гражданской войны в Китае, было немало оригинальных мыслителей с профессиональным философским образованием. В нашей публикации предложен краткий обзор жизни и творчества нескольких русских мыслителей, судьбы которых в 1920–1940-е гг. оказались связаны с Китаем – это правовед и историк философии М.Н. Ершов, политик и юрист Н.В. Устрялов, писатель и философ культуры В.Н. Иванов, а также Д.В. Болдырев, философ и общественный деятель, погибший в 1920 г. по пути в Манчжурию. Подробно рассмотрены жизнь и взгляды еще одного практически забытого философа, И.Б. Коджака, создавшего в 1930-е гг. в Харбине собственную социально-философскую систему – «Социософию». Критически рассматривая религиозные, философские, политические и социальные учения, он обосновывает необходимость «научного разрешения идеи трансцендентного» и создания «новой рационально-национальной религии», в основу которой положена тщательно продуманная система не этнического, а философского национализма. Согласно Коджаку, «социософия есть такая наука, в которой внутренняя система человека оценивается через призму и осознание социального организма, развившего у людей, атомов социального тела, идею качественности и абсолютность морали». На примере творчества нескольких оригинальных философов первой половины ХХ в. в статье показано, сколь разнообразной была русская философская мысль на китайской земле.