Методология: историческое понимание и новый старт
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-103-113Ключевые слова:
методология, мышление, методы, творчество, нормирование, обособление, культура, реконструкция, конституирование, практика.Аннотация
В статье обсуждается генезис методологии и новая ситуация, позволяющая говорить о необходимости нового старта методологии. Автор показывает, что понятие методологии начало складываться только в Новое время, когда была сформулирована концепция построения науки о мышлении, позволяющей получить знания и схемы, которые можно использовать в роли средств, направляющих (идея управления в широком понимании) мысль и творчество индивида. Анализируется ситуация становления методологии в культуре Нового времени, она стала развиваться по нескольким направлениям: как учение о методах и учение о мышлении, как эвристика, если акцентируется личность и ее творчество, как универсальная философия, если в форме особой природы абсолютизируется само управление мышлением. Специально рассматривается отношение методологии и феноменологии (последняя имеет в виду ситуации нового старта мышления, кроме того, осмысляет управление мышлением в онтологии сознания и творчества). Обсуждается обособление методологии в самостоятельную философскую дисциплину в начале ХХ столетия, здесь значительный вклад внес Г.П. Щедровицкий и его школа. Но обособление методологии имеет как положительные, так и негативные стороны (последние рассматривает А.П. Огурцов). Анализ развернутого кейса (творчества Галилея) позволил автору развести два вида мышления – «креативное» (мышление как творчество) и «концептуальное» (как правильный мыслительный дискурс). На основе этого различения характеризуется новый старт методологии: критика и анализ исторических форм методологии («дорефлексивных», панметодологии, в разных дисциплинах и практиках), исследование указанных двух типов мышления и двух направлений методологии (более четкое их разведение, генезис, реконструкция становления каждого), осмысление и анализ современных социокультурных ситуаций и вызовов, настоятельно требующих формирования новых видов мышления и, соответственно, направлений методологии, обоснование и критический анализ (в том числе границ и возможностей) самой методологии.