Надындивидуальные механизмы языка и музыки: три шага к формулировке гипотезы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-25-36Ключевые слова:
музыка, язык, надындивидуальные механизмы, слуховая память, устная традиция, логико-смысловой анализ.Аннотация
В статье анализируются контрастные взаимодополняющие друг друга подходы к исследованию связи языка и музыки. Методы философии, лингвистики и нейрофизиологии обнаруживают широкий спектр понимания двух доменов – от знака и слухового сигнала к связности (А.В. Смирнов), маркирующей ту или иную архитектонику сознания. Методология логико-смыслового анализа обеспечивает выход за пределы универсалистского подхода, в русле которого осуществляется генеративная теория Н. Хомского в ее приложении к музыке. Формулируется многоступенчатая гипотеза с целью разработать общие принципы формализации языка и музыки. Согласно гипотезе, надындивидуальные механизмы восприятия, передачи и сохранения информации в вербальной и музыкальной речи обнаруживают единые когнитивные механизмы, основанные на принципе выделенности значимых звуковых объектов, отобранных культурно-исторической средой и закрепленных в архитектонике слуха на ранних этапах эволюции прагматической функции доменов. Очевидно единство формальных способов словообразования с принципами деривации музыкальной речи. Так как выбор из множества языковых единиц осуществляется в речевом процессе (вербальном- музыкальном) благодаря связности, проявляющейся в вариантах субъект-предикатной склейки («что-и-какой» для языка и «опора-и-опора/опирающееся» для музыки), возможно продвижение в понимании вопроса, почему музыкальная речь в устной традиции, распознаваемая структурно, сохраняет базовые принципы передачи информации, выработанные на протяжении длительного исторического периода на фоне репрессивной смены вербального языка, и тем самым проявляет устойчивость к изменениям культурно-исторической среды.