Проблема эпистемического разногласия в современной философии религии Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-195-203Ключевые слова:
эпистемология разногласия, религиозное разногласие, «примирительный подход» к проблеме разногласий, философская теология, Ричард Суинберн, Алвин Плантинга, Уильям Олстон.Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме эпистемического религиозного разногласия: следует ли отказываться от собственных убеждений перед лицом значительных разногласий по некоторым религиозным вопросам. Статья состоит из двух блоков. В первом автор описывает основные категории эпистемологии разногласия в фокусе религиозного разногласия (разногласия первого и более высокого уровня, фундаментальные и поверхностные, описывается «примирительный подход» к проблеме, в рамках которого обычно и формулируется проблема религиозного разногласия). Во второй части представлены три современных проекта философской теологии (Ричарда Суинберна, Алвина Плантинги и Уильяма Олстона), анализируется, как они отвечают на проблему религиозного разногласия. В статье показывается, что «примирительный подход», призывающий к снижению познающим религиозным субъектом уверенности в истинности своих религиозных убеждений, нереализуем. Свой вывод я основываю на двух интуициях. 1) Эпистемические разногласия бывают внутренние (внутри одной системы убеждений, гипотезы, теории) и внешние (столкновения систем убеждений, гипотез, теорий с другими, конкурирующими системами убеждений, гипотезами и теориями); 2) в некоторых областях интеллектуальной деятельности человека наличие эпистемических разногласий нормально, а их отсутствие скорее ненормально и иногда может привести к нежелательным последствиям.