Как Марк Ришир понимает «прекрасное» Иммануила Канта?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-173-181Ключевые слова:
мышление как внекогнитивное, прекрасное как эмоциональное внекогнитивное переживание, феноменология как риторика.Аннотация
Сопоставляя понимание прекрасного Канта и Ришира, статья обращает внимание на упадок современной феноменологии (и современного философствования вообще), превращающей понимание в риторику. Под видом обсуждения истока мысли, обнаруживаемого в прекрасном, ее свойств и особенностей сравнительно с чувством (эмоцией) Ришир ломает феноменологический инструментарий – превращает понятия эпохэ, редукции, чистого сознания, феномена в неопределенные фигуры речи, распространяемые и на понимание мысли; добивается неопределенности ее понимания и понимания как такового. Под видом этого обсуждения мышления возникают только словесные упражнения, пустота которых замаскирована специальными приемами (кроме неопределенного использования понятий это – размножение метафор, прикрепление риторики к пересказам мыслителей, смешение понимания проблем и понимания понимания, псевдовопросы). Разрушая понимание как таковое, эта риторика не предъявляет другое понимание; остается в пределах обычного понимания сознания как когнитивного, неразличения мышления и познания и понимания прекрасного как своего рода знания. По контрасту к Риширу в статье показана и возможность продуктивной риторики – подготавливающей расширение понимания и тем самым предоставляющей способ сопротивления кризису понимания. Отклоняясь от строгих понятий, обозначающих мысль, к неопределенному их использованию, Кант подготавливает понимание прекрасного как внекогнитивного эмоционального переживания и эстетической мысли как способа распространения такого переживания – его внекогнитивного выражения. Так риторически Кант подготавливает понимание взаимонесводимой разнородности структур сознания.