От Густава Шпета к Николаю Жинкину, или Пути перехода от поэзии к живописи
Ключевые слова:
Н.И. Жинкин, Г.Г. Шпет, внутренняя форма слова, феноменологический метод, ГАХН, смысл, поэзия, живопись.Аннотация
Среди учеников известного русского философа Густава Густавовича Шпета, работавших вместе с ним в Государственной академии художественных наук в 1920-е гг., особое место занимает Николай Иванович Жинкин, который воплотил идеи своего учителя не только в ранних (феноменологических работах, но и в зрелых (психолингвистических) трудах. Он перенес шпетовскую концепцию внутренней формы слова (имеющую феноменологические основания) в новый смысловой план, обнаруживая коррелятивность поэзии и живописи как способов выражения эстетической деятельности человека. И таким образом он уже в 1920-е гг. расширил область применения феноменологического метода, показывая гахновскому окружению и самому себе путь дальнейшего движения в науках о человеке и окружающей его реальности. И Шпета, и Жинкина интересовал вопрос о том, как человек познает мир, который сам же и создает, как он преображает окружающую действительность, внося в нее смысл. Шпет в «Эстетических фрагментах» (1922–1923 гг.) отвечает на эти вопросы, осмысливая внутренние формы поэзии, а Жинкин обращается к реальности живописи, выявляя внутренние формы портрета (статья «Портретные формы», 1928 г.). Автор проводит мысль о том, что не потерявшие сегодня актуальности поздние труды Жинкина в области психолингвистики, теории кинематографа и логики сегодня необходимо перепрочесть и переосмыслить в контексте развития феноменологических идей в СССР и современной России.