Метафизика сердца как мировоззренческий сюжет в русской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-104-113Ключевые слова:
метафизика сердца, разум, «соборное сознание», космос, мировоззрение, мир, личность, христианская философияАннотация
В статье предлагается обобщение взглядов различных исследователей на тему метафизики сердца в русской философии и анализ концепта сердца в русской культуре. Концептуальное различие между знанием сердца и знанием разума, вошедшее в круг проблем профессиональной западноевропейской философии лишь во второй половине XIX в., у русских мыслителей приобретает сущностный характер и позволяет прояснить коренной вопрос о природе человека и его положении в мире. Истинам сердца русские философы придают статус истин всеобщих. Это позволяет сблизить концепт сердца с мировоззренческой проблематикой и открывает новую перспективу рассмотрения острой дилеммы разума и сердца, обсуждаемой в современной философской антропологии и христианской философии. В дополнение к классическому тезису о сердце как о познавательной альтернативе разуму, мировоззренческая интерпретация сердца позволяет раскрыть также и деятельностный аспект его природы. Особенность мировоззрения как когнитивного феномена заключается в постоянной открытости личности Другому, что оборачивается примирением «разумного» и «сердечного» способов познавания мира. Подобная открытость позволяет вернуть человеку его личностную целостность и довести ее до космической полноты в восприятии мира. Космичность личности раскрывается в преодолении проблемы солипсизма и обосновании «соборного сознания» как особого способа надындивидуального мышления. Таким образом, сердце предстает мировоззренческим центром человека и может быть объектом образовательной практики, а следовательно, мировоззрение как дело сердца служит основанием для нравственного руководства в жизни.