Урок Пришвина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-5-9Ключевые слова:
Пришвин, спиритуализм, дух абстракции, интуитивизм, экзистенциальное, Габриэль Марсель, Бергсон, личность vs обобщение, художественное познание.Аннотация
В статье автор подводит итог своим пришвиноведческим исследованиям. В центре внимания стоит проблема специфики художественно ориентированного познания, уникальный пример которого был реализован в творчестве русского писателя-мыслителя Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Показывается, что за его внешней, казалось бы, чисто литературной деятельностью стоит глубокая интеллектуальная работа мыслителя, который позиционировал себя как представителя философии спиритуализма и интуитивизма. Автор статьи сопоставляет пришвинский художественный метод познания с философией христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя. Общим знаменателем между этими на первый взгляд далекими друг от друга фигурами выступает обоим им присущее неприятие «духа абстракции», негативную роль которого в культуре оба они по-своему демонстрируют. Пришвину как персоналисту в мире важны отличия, а не доступные математическому представлению сходства и тождества вещей. Урок Пришвина, как он понимается автором статьи, состоит в раскрытии значимости художественно-экзистенциального персоналистического познания не только в узко художественной практике искусства и литературы, но и в философии и даже в науке. Ведь «истоки науки, искусства, – как полагал Пришвин, – персональны». Автор проводит мысль о том, что для познания таких синтетических явлений культуры, как Пришвин, нужен духовный резонанс познающего с познаваемым.