Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка Часть II

Авторы

  • А.В. Кольцов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6/1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-202-211

Ключевые слова:

слабая теология, постметафизическое мышление, экклезиология, уникальность богословского языка.

Аннотация

В статье две избранные экклезиологические концепции ХХ в. (еп. Дамаскина Цедрика и митр. Антония Блума) сопоставляются с ходами мысли постмета­физической теологии, а именно с направлением слабой теологии (Дж. Ватти­мо, Дж. Капуто). Во-первых, специальной проработки требует определение объекта рассмотрения – набора экклезиологических программ ХХ в., в клю­чевых моментах созвучных общим принципам современного постметафизи­ческого мышления; эта задача требует, с одной стороны, выявления специфи­ческих черт слабой теологии в ее аутентичных изводах, с другой стороны, установления более широкого (как хронологически, так и в отношении раз­личных школ и направлений) идейного пространства, обладающего выделен­ными чертами. Во-вторых, встает вопрос о природе своеобразия каждой из рассматриваемых реплик: насколько они обусловлены «внешними» факто­рами (объективной исторической ситуацией или ориентацией на определен­ные социально-философские тенденции), а насколько остаются специфически богословским высказыванием, осмысляющим конкретную ситуацию в осо­бой религиозной логике. В основной части предложен обстоятельный разбор экклезиологических взглядов еп. Дамаскина и митр. Антония (которые из­браны как два оригинальных примера более широкого круга типически сход­ных реплик). В итоге удается выделить общие для них содержательные и ме­тодологические черты, которые вместе с тем созвучны основным положениям постметафизической теологии. В качестве выводов утверждается 1) наличие более широкого пространства реакции на культурную ситуацию критики мо­дерна, частью которой является движение слабой теологии, 2) присутствие в рассмотренных концепциях собственно теологической, не сводимой к ак­туальному историко-идейному контексту проработки моделей церковного устройства, 3) возможность интерпретировать сакраментальные аспекты пред­ставленных экклезиологий в духе постмодернистской поэтики События.

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2023. Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка Часть II. Вопросы философии. 9 (Sep. 2023), 202–211. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-202-211.