Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-202-211Ключевые слова:
слабая теология, постметафизическое мышление, экклезиология, уникальность богословского языка.Аннотация
В статье две избранные экклезиологические концепции ХХ в. (еп. Дамаскина Цедрика и митр. Антония Блума) сопоставляются с ходами мысли постметафизической теологии, а именно с направлением слабой теологии (Дж. Ваттимо, Дж. Капуто). Во-первых, специальной проработки требует определение объекта рассмотрения – набора экклезиологических программ ХХ в., в ключевых моментах созвучных общим принципам современного постметафизического мышления; эта задача требует, с одной стороны, выявления специфических черт слабой теологии в ее аутентичных изводах, с другой стороны, установления более широкого (как хронологически, так и в отношении различных школ и направлений) идейного пространства, обладающего выделенными чертами. Во-вторых, встает вопрос о природе своеобразия каждой из рассматриваемых реплик: насколько они обусловлены «внешними» факторами (объективной исторической ситуацией или ориентацией на определенные социально-философские тенденции), а насколько остаются специфически богословским высказыванием, осмысляющим конкретную ситуацию в особой религиозной логике. В основной части предложен обстоятельный разбор экклезиологических взглядов еп. Дамаскина и митр. Антония (которые избраны как два оригинальных примера более широкого круга типически сходных реплик). В итоге удается выделить общие для них содержательные и методологические черты, которые вместе с тем созвучны основным положениям постметафизической теологии. В качестве выводов утверждается 1) наличие более широкого пространства реакции на культурную ситуацию критики модерна, частью которой является движение слабой теологии, 2) присутствие в рассмотренных концепциях собственно теологической, не сводимой к актуальному историко-идейному контексту проработки моделей церковного устройства, 3) возможность интерпретировать сакраментальные аспекты представленных экклезиологий в духе постмодернистской поэтики События.