Спор о «карме»: культурная рецепция индийского концепта в отечественной философии конца XIX – начала XX в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-191-201Ключевые слова:
русская философия, индология, религиоведение, теософия, карма, сравнительный метод, Ф.И. Щербатской, Е.Ф. Писарева.Аннотация
Последняя треть XIX в. стала временем широкого распространения в европейском культурном ареале концептов, имеющих индийское происхождение. Среди таких концептов пристальное внимание широкой публики привлек концепт «кармы», предлагавший значимую этико-онтологическую альтернативу как материалистической философии, так и классическому теизму. Задачи статьи заключаются в том, чтобы раскрыть особенности интерпретации кармы в отечественной индологии и теософии конца XIX –
начала XX в., а также выявить ключевые сходства и различия в использовании ими компаративной методологии. Основой исследования стали материалы буддолога Ф.И. Щербатского и одной из руководительниц теософского движения в России Е.Ф. Писаревой. Ф.И. Щербатской и Е.Ф. Писарева сходились на почве неовиталистских по происхождению концепций, использовавшихся для обоснования веры в существование духовной эволюции, зависящей от внутренних, а не от внешних факторов. Заимствуя научные концепты как одно из средств перевода концепта «карма» на язык европейской философии, индология и теософия использовали разные основания для доказательств (текстуальный анализ и личный опыт), а также различным образом пользовались компаративной методологией. Такое различие проистекало из их различного отношения к идее «вечной философии»: как индология в лице Ф.И. Щербатского – и в целом традиции межкультурной философии – стремилась к ее возможному будущему раскрытию, теософия же имела ее готовой в виде сочинений Е.П. Блаватской и использовала ее как средство критики европейской культуры.