Априори языка и языкознания: слово и его минимальный сегмент
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-167-180Ключевые слова:
харф, согласный, гласный, арабская языковедческая традиция, связность, морфема, корень.Аннотация
Язык в первую очередь и по преимуществу – проявление способности человеческого сознания к разворачиванию связности. Его трактовка как знаковой системы ставит акцент на третьестепенных свойствах человеческого языка, не являющихся для него отличительными (как лишенность перьев – для человека). Язык позволяет развернуть связность на следующих основных уровнях: текст; предложение; слово; единица, меньшая, чем слово. Данная статья посвящена последнему уровню; другие уже исследовались или будут исследованы в будущем. Разворачивание связности человеческим сознанием подчиняется априорным логико-смысловым законам. Они различны в европейской и арабо-мусульманской больших культурах, построенных (соответственно) на субстанциальной и процессуальной логиках смыслополагания. Проведенное исследование арабского литературного языка (АЛЯ) в сопоставлении с европейскими опиралось (соответственно) на положения арабской языковедческой традиции (АЯТ) и европейского языкознания. Оно выявило расхождение языковых априори в части выделения минимального сегмента речи и возможности его произнесения, а также соотношения минимального сегмента и целого слова. Поскольку язык служит важнейшим каналом разворачивания связности и таким образом встроен в когнитивную архитектуру, всеобщая наука о языке невозможна, если она не учитывает, во-первых, наличия логико-смысловых законов, задающих априори языка, и, во-вторых, различия таких априори в языках, построенных на разных логиках смысла. Выявленные априорные законы вычленения и произнесения минимального сегмента речи в европейских языках и АЛЯ (на материале АЯТ) подтверждают универсальность логико-смысловых законов, задающих априори не только теоретического мышления, но и чувственного восприятия.