Возвращение к апофатике: неоплатонизм Алексея Лосева и Жака Деррида
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-141-150Ключевые слова:
генология, апофатическое единое, Алексей Лосев, Жак Деррида, постметафизическое мышление, неоплатонизм в ХХ в.Аннотация
Статья ставит своей задачей произвести виртуальный диалог между идеями двух философов ХХ в., обращавших свои пристальные взоры на концепцию апофатического единого, – А.Ф. Лосева и Жака Деррида. Данная тема, как и интерес к понятиям неоплатонизма в целом, одна из базовых в творчестве Лосева, оказывается в центре внимания современной европейской философии, порождая самостоятельное интеллектуальное течение – генологию. Как замечал А.Ф. Лосев, европейская наука длительное время игнорировала толкования Платона неоплатониками, в то время как его философская система базируется именно на христианском варианте неоплатонизма. Будет отмечено, что оба мыслителя черпают идею апофатики из текстов Ареопагитского корпуса, но прочитывают по-разному. Лосевская система подразумевает, что единое выражается символически и в имени, предполагая христианский подтекст, у Жака Деррида же это – радикальная апофатика, недостижимая сверхусущая реальность, обозначенная им как негативная теология с поправкой на то, что проект его деконструкции не является христианским. Будет сделан вывод, что тема требует сопоставительного анализа идей неоплатоника Лосева с его вариантом апофатической генологии, которая у него представляется как имяславие и символизм (выраженное единое), и совершенно другим вариантом обращения к теме у Жака Деррида, который деконструирует антично-средневековое понятие единого и ищет пути, как «избежать разговора» о нем.