Онтология и схематизм философии истории
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-114-124Ключевые слова:
онтология, трансцендентальное, история, философия истории, христианство, секуляризация, модерн.Аннотация
Предметом статьи выступает онтология философии истории. Исследование начинается с генеалогии онтологии, что позволяет тематизировать два устоявшихся в философском дискурсе понимания онтологии. Первое, названное классическим и связанное с именем Якоба Лорхарда, онтологией называет учение о бытии. Второе – трансценденталистское, восходящее к философии Канта, под онтологией понимает систему априорных принципов и форм мышления, а также детерминированный ими облик явленной человеку реальности. Такое понимание онтологии позволяет поставить вопрос о фундаментальных структурах исторического нарратива, то есть эксплицировать аксиоматические уровни философии истории. Анализ онтологии философии истории показывает, что философию истории нельзя признать культурным инвариантом, а ее происхождение связать с античностью. Вместе с тем несложно обнаружить генеалогическую связь между христианской историософией и секулярной философией истории. Философско-исторические системы эпохи Просвещения и XIX столетия (Кант, Гердер, Конт, Гегель, Маркс) в значительной степени наследуют схематизм христианской историософии. Анализ их онтологических структур позволяет сказать, что: 1) появление трансценденталистского значения онтологии символизирует «онтологическую революцию», в результате которой философствующий
разум лишился возможности апелляции к трансцендентным регионам реальности; 2) связь секулярной философии истории и христианской историософии обнаруживается на уровне фундаментальных онтологических структур. Философия истории – это секуляризированный двойник христианской историософии, в которой «купирован» регион трансцендентного; 3) философия истории приходит на смену религиозным способам интерпретации мира и общества, то есть становится теорией модерного общества.