Политическая субъектность науки как тема философии науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-71-82Ключевые слова:
политическая субъектность науки, философия науки, основные эпистемические ценности, принцип историзма, реформа философии наукиАннотация
Способна ли наука выступать субъектом политического действия? Этот вопрос рассматривается как одна из тем современной философии науки. Он не мог быть поставлен в рамках философии науки, сосредоточенной исключительно на анализе логических структур научного знания либо на проблемах динамики последнего, определяемой через процедуры рациональной реконструкции истории науки. В этих рамках влияние факторов социально-культурного контекста на формальную и содержательную стороны научных процессов не было предметом философского анализа. Однако внутренняя логика развития философии науки привела к расширению круга ее интересов. В него вошли процессы взаимовлияния науки и культурной среды в ее историческом развитии. Это сказалось на смысле важнейших эпистемических ценностей: истина, объективность, рациональность. Их истолкование как переменных, зависимых от социально-культурного контекста, приводило к релятивизму, что, по сути, девальвировало философский анализ науки. В попытках противодействовать релятивизму приходилось отбрасывать идею политической субъектности науки, что противоречило очевидным реалиям. Философия науки стала перед необходимостью реформы. Ее инициатором стала историческая и социально-культурная эпистемология. Центральный тезис реформы: признание равноправности, неразрывности и взаимозависимости принципов истинности, объективности и историзма, образующих тройственную дополнительность (по аналогии с известным принципом Н. Бора). В реформированной философии науки политическая субъектность науки является фактом и фактором развития как самой науки, так и социально-культурного контекста.