Homo irretitus & homo faber: человек трудящийся в зоне риска

Авторы

  • Т.Ю. Сидорина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-50-59

Ключевые слова:

этика и культура труда, кризис труда, риски труда, цифровизация, homo faber

Аннотация

Развитие труда в его классическом понимании на протяжении столетий со­провождала философская рефлексия, оформившаяся в XIX в. в «филосо­фию труда» как направление междисциплинарной мысли, опирающееся на постулаты соответствующих культуры и этики труда, которые эволюцио­нируют и приходят в противостояние с формирующейся философией жиз­ни, переживая концептуальный кризис в условиях кризиса европейской культуры. В статье мы ставим вопрос об актуальной парадигме труда и ее основаниях в эпоху массовой автоматизации и цифровизации сфер деятель­ности человека. В центре нашего внимания зарождающийся антропологи­ческий тип – новый субъект занятости цифровой эпохи – «homo irretitus/че­ловек в сети», который противостоит не только классической модели «homo faber/человек, создающий мир с помощью инструментов», но и представи­телю «креативного класса», работнику нематериального труда. Анализируя концепции будущего труда, автор статьи приходит к выводу о преждевре­менном характере попыток преодолеть парадигму трудоцентризма, опери­руя оптикой рыночной экономики. Проведенный анализ показал, что, на­стаивая на необходимости освобождения от труда, теоретики цифровой экономики не дают ответа на вопросы, что заменит труд в его смысложиз­ненной позиции и какая деятельность придет на смену трудовой.

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Homo irretitus & homo faber: человек трудящийся в зоне риска. Вопросы философии. 9 (Sep. 2023), 50–59. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-50-59.