Почему он не уехал? Густав Шпет и революция

Авторы

  • М. Денн Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-14-21

Ключевые слова:

Густав Шпет, революция, культура, политика, Философский пароход

Аннотация

В течение последних двадцати лет реабилитация творчества Густава Густа­вовича Шпета произошла практически одновременно во Франции и в Рос­сии благодаря тесному сотрудничеству исследователей. Среди пересекаю­щихся тем, которые оказались в центре их внимания, находится и его отношение к революции как социальному и культурно-историческому фе­номенам. И хотя эта проблематика не является приоритетной в его творче­стве, она тем не менее оказывается весьма значимой для понимания его жизни и философии. Густав Шпет как философ понимал, что должен со­хранять дистанцию по отношению к политическим событиям, чтобы сосре­доточиться на своей работе, особенно когда осуществлению этой работы угрожает то, что должно было бы ей способствовать (имеется в виду поли­тика в области культуры, которая велась в пост-революционной России в конце 1910-х и в 1920-е гг.). Для нас сегодня важно, что в разные моменты жизни Густав Шпет интерпретирует революцию, опираясь на свой опыт осмысления революционной борьбы, в которой он участвовал в молодости, феноменологических идей, истории русской философии и организационной академической деятельности. Именно эти факторы, определяющие дина­мику его истолкования революции, сыграли важную роль в его решении остаться в России в 1922 г., когда он просил Луначарского вычеркнуть его фамилию из списков тех, кто должен был покинуть страну на «Философ­ском пароходе». Густав Шпет выбрал остаться в своей стране, к лучшему или к худшему, но он это выбрал.

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию

Как цитировать

[1]
2023. Почему он не уехал? Густав Шпет и революция. Вопросы философии. 9 (Sep. 2023), 14–21. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-14-21.