Эссенциалистский редукционизм Э. Ньюберга
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-162-173Ключевые слова:
нейронауки, религиозный опыт, мистицизм, мистический опыт, молитва, медитация, кризис воспроизводимости, теология, религиоведение, У. Джеймс.Аннотация
В статье проводится реконструкция концепции нейропсихологических исследований Э. Ньюберга. За отправную точку берется предположение, что Ньюберг является эссенциалистом, на основании этого последовательно реконструируется система изучения религиозных практик и мистицизма, разработанная им. В ходе исследования доказывается, что концепция Ньюберга имеет отчетливые эссенциалистские черты и укоренена в традиции изучения мистического опыта Инга, Джеймса, Юнга и Стейса, но в то же время сквозным мотивом через все его творчество проходит идея секуляризации религиозной практики, превращение ее в механизм для улучшения жизни человека вне зависимости от религиозных убеждений. Ньюберг уверен, что нейрологические открытия фундаментальных основ религиозной жизни и опыта могут трансформировать современные разрозненные теологические системы в мегатеологию, общность всех систем, в которой выявится лишь общезначимая с биологической и с духовной точки зрения основа религии, тогда как сеющие раздор частности должны быть убраны. В таком контексте концепция Ньюберга может расцениваться как уникальный проект по сочетанию эссенциализма и редукционизма в изучении религиозного и мистического опыта. В то же время в статье показано, что результаты открытий Ньюберга необходимо рассматривать в свете кризиса воспроизводимости, поскольку первое исследование 2001 г., приведшее к развитию нейрологического изучения религиозных практик и построенное вокруг идеи тождества молитвы и медитации, имело фундаментальный методологический изъян.